Динамичное развитие экономики порождает необходимость совершенствования правового регулирования многообразия объектов прав и хозяйственных отношений. В частности, в Концепции развития гражданского законодательства РФ сказано, что «научно-технический прогресс и непрерывно нарастающие возможности использования информационно-телекоммуникационных сетей диктуют необходимость постоянного совершенствования законодательства о правах на результаты интеллектуальной деятельности».
В этой связи законодатель отреагировал на стремительно растущий мировой рынок цифровых активов изданием соответствующих новелл. Правовое регулирование цифровых активов и цифровой валюты как имущественных прав в России появилось с принятием Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ №259). До этого момента оборот указанных активов регулировался статьей 141.1 Гражданского Кодекса РФ о цифровых правах.
Вступивший в силу с 2021 года ФЗ №259 достаточно подробно раскрывает понятие цифровых финансовых активов (далее — ЦФА), определяя их как цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы (п. 2 ст. 1 ФЗ №259).
Проще говоря, термином цифровых финансовых активов законодатель определяет так называемые токены, которые являются средством инвестирования и существуют в цифровом виде в системе блокчейн (системе распределенного реестра).
Созданное правовое регулирование ЦФА направлено прежде всего на установление алгоритмов государственного контроля за эмиссией и оборотом токенов как средством привлечения капитала резидентами РФ, видимо, чтобы пресечь недобросовестное поведение эмитентов.
В итоге новый закон служит регуляторной политике государства в отношении ЦФА, устанавливая достаточно жесткие инструменты административного контроля за этим рынком со стороны ЦБ (лицензирование, ограничение круга эмитентов и т.д.). Подобное не способствует развитию гражданского оборота цифровых актовов в России, но располагает к нахождению такого оборота в теневом секторе экономики.
Также ФЗ №259 вводит понятие цифровой валюты (т. е. криптовалюты) как совокупности электронных данных, содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, иного гос-ва или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных (П. 3 ст. 1 ФЗ №259).
Таким образом, закон разделил понятия цифровых финансовых активов и цифровой валюты, оставив при этом криптовалюту без необходимого на данный момент правового регулирования. При этом согласно бланкетной норме — ч. 4 ст. 14 Закона , выпуск и обращение цифровой валюты в РФ «регулируются в соответствии с федеральными законами».
Одновременно законодатель лишил владельцев криптовалюты права на судебную защиту в случае их уклонения от декларирования сделок с криптовалютой и запретил криптовалюту в качестве средства расчета.
Интересен порядок применения судами вышеуказанного законодательства при защите нарушенных прав в отношении цифровых активов, а также при рассмотрении дел о банкротстве.
Анализ практики подсказывает, что в исковом процессе шансы у истца — криптоэнтузиаста защитить нарушенное право стремятся к нулю.
http://1777.ru/stavropol/one_lenta.php?id_one=7614&id=29